Сегодня, спустя сорок с лишним лет после гибели,
красавица Мэрилин отнюдь не забыта: её изображения опять на календарях,
на журнальных полосах, на плакатах, на фотовыставках - она вновь чарует
всех нас своей красотой! Но главное – её фильмы на экранах, на
видеокассетах. Те самые не очень содержательные фильмы, в которых ей
пришлось играть не слишком содержательные роли.
      Кроме того, стоит учесть, что кино – искусство-то
нетрадиционное! И потому кинематограф никак, ни при каких условиях не
может быть причислен к «изящным искусствам». И это – тоже его специфика!
А есть ещё и специфическая аура исполнителя... Зритель запоминает лишь
актёра, и он прав. Ибо в актёре – основная человеческая идея, вложенная
в фильм, каким бы пустым, бесцветным и бесталанным этот фильм ни казался.
      Фильм (а с ним и весь кинематограф) суть медиум
межчеловеческого общения, контакта между обычным, конкретным человеком
и его инвариантом, моделью, образцом, типом. Не стоит забывать и о
контактности кино, об общении зрителя с экраном, о возникновении Заэкрана,
где экранный образ сливается с конкретным человеком. Возникает
человек-легенда, человек-миф. Его нет, этого человека, он – продукт
воображения, но не индивидуального, а коллективного. Коллективного
сознательного. Как и любой миф, такой человек – тоже миф, выдумка, но
выдумка во плоти. Именно так возник миф о Джеймсе Бонде, Рэмбо. Из
этого ряда – и Мэрилин. Она миф, выдумка, фантазия; как таковой её
не существовало – у неё другое имя и другая фамилия... Но она и миф,
легенда, былина... Она – воплощение коллективной грёзы, ибо
коллективное греженье - тоже своего рода акт массового творчества,
особого вида фольклор.
      Мэрилин умерла, причём при загадочных
обстоятельствах, и никто особенно и не способствовал разгадке ребуса,
предложенного в первых числах августа 1962 года. Более того, все кто
имел к тогдашним событиям хоть какое-то отношение, при малейшей попытке
что-либо выяснить оказывал прямо-таки бешеное, отчаянное, упорнейшее
сопротивление. А это само по себе вызывает любопытство, причём уже не
столько к загадке смерти, сколько ко всей жизненной истории Мэрилин.
      Загадочная гибель Мэрилин Монро если и уступает
гибели Джона Фицджералда Кеннеди, то разве лишь значительностью жертвы,
но никак не масштабом, не количеством втянутых в неё людей. Тут есть
всё: сокрытие фактов, смерть одних свидетелей, давление на других,
подкуп третьих, кража и подделка документов, уничтожение и выкуп улик,
подтасовка фактов, анонимные осведомители, и т.д. и т.п. И это тоже
часть легенды Мэрилин, её мифа, мифа о ней.
|